Мои пароды:Мейн-Кун
Эта удивительная порода добрых и нежных гигантов кошачьего мира сформировалась в середине XIX столетия в США, в штате Мэн. Мэйн Кун (Maine Coon) — одна из старейших пород Америки. Сила и мощь, грация и выносливость, нежность и благородство — всё это воплощено в этой, одной из самых древних пород Северной Америки.
Что оказало влияние на формирование её облика до того, как этим занялась официальная селекция? Точные ответы на эти вопросы найти невозможно. Остается только предполагать. Тем более, что легенд и версий по этому поводу, достаточно.
Так известно то, что эти красивые, мощные кошки, появились у американских поселенцев на северо-востоке США (штат Мэн), в середине прошлого века. Уже к концу ХIХ века, мэйнские кошки были широко распространены в северных и восточных штатах Северной Америки. Долгое время эти крупные, сильные кошки, приспособленные к суровым зимам северо-востока США, проживали на фермерских подворьях, защищая от птиц и грызунов, поля и амбары своих владельцев.
Оказавшись прекрасными охотниками, Мэйн Куны успешно сохраняли фермерские урожаи. Фермеры, в свою очередь, любили эту благородную кошку и относились к ней с большим уважением. Много лет их совместная жизнь была налаженной, безмятежной и размеренной, пока в нее не ворвалось новое, в то время понятие — «фелинология». Пришло время выхода «в свет».
Мэйн Куны стали первой национальной, чисто американской породой, заблиставшей на кошачьих выставках мира.
Что же касается их происхождения, то здесь существует множество версий. По одной из них, потенциальными предками Мэйн Кунов являются турецкие ангоры, завезенные в XVII-XIX веке в штат Мэн моряками. А также местные домашние кошки, возможно полученные в результате скрещивания домашней короткошерстной и норвежской лесной, по предположениям доставленной, ещё во втором веке, в северную Америку древними викингами. По другой версии, Мэйн Куны были завезены на североамериканский континент из Малой Азии мореплавателями, бравшими их с собой во время морских путешествий, для защиты съестных запасов от грызунов. В связи с этой версией, Мэйн Кунам даже приписывают своеобразную морскую походку. Существует также и более романтическая теория, согласно которой начало породе положили любимые кошки Марии-Антуанетты, посланные ею в сопровождении капитана Сэмюэля Клу, к которому королева питала нежные чувства, в Америку, для спасения от последствий Французской революции.
Все ценное, что у нее осталось — в том числе и шесть своих ангорских кошек, этот достойный уроженец городка Вискассет в штате Мэн, доставил по назначению. Так сложилась жизнь, что королеве никогда более не пришлось увидеть ни своих сокровищ, ни любимых животных, ни самого капитана. Ее кошки оказались счастливее в любви и основали в браках с местными котами новую династию — породу Мэйн Кунов. И, наконец, занимательная версия, дающая ответ, не только о происхождении, но и о распространении породы. Нам ее представляет колоритный образ капитана Куна, бороздившего океаны преимущественно у берегов Новой Англии. Вероятно, это была яркая личность — судя по тому, что с ним его каюту делили кот и кошка, перс и ангора. Хорошо разбирающийся в потребностях живых существ, капитан в каждом порту отпускал своих любимцев вместе с командой на берег — и повсюду, куда заходил его корабль, в скором времени появлялись на свет котята — в той или иной степени Мэйн Куны. Чем бы стал мир без таких людей, как капитан Кун!
Что касается мэйнского енота, увековеченного в названии породы, то во избежание заблуждений следует сказать, что гибридизация енотов и кошек невозможна, поэтому никаких родственных отношений между енотом и Мейн Куном, конечно, не существует. Просто, подобие шерсти и пушистого хвоста енота, легло в основу одной из легенд, повествующей о том, что в жилах Мэйн Кунов течет кровь енота. В связи с этим, в США, этих кошек до сих пор называют американскими (мэйнскими) енотовыми кошками.
Именно поэтому, в названии породы наряду с 'Maine'(в переводе «Мэйнский», «из штата Мэн») присутствует и 'coon' — сокращение от 'racoon', обозначающее енота. Отдельные вариации этой легенды вводят в галерею предков Мэйн Кунов также дикого лесного кота и рысь (пресловутые кисточки на кончиках ушей). Таким образом «Мейн»(Main) и «Кун»(Coon) — название штата и английское слово обозначающее (енот) — популярное сокращение, закрепившееся за этим животным и ставшее названием породы.
В 1860 году, Мэйн Куны впервые были зарегистрированы как порода и спустя время их слава далеко перешагнула границы профессиональной специализации и родного штата Мэн.
Приходится признать, что несмотря на неповторимый взлет, одно время Мэйн Куны были оттеснены вошедшими в моду Персидскими кошками.
Однако, уже в 1967-ом году был утвержден их окончательный стандарт, а в 1968-ом, в Штатах, была создана Ассоциация любителей Мэйн Кунов.
В CFA порода была зарегистрирована в 1976 году. Мэйн Куны получили официальное право участия в соревнованиях на выставках CFA. Несмотря на то, что популярность породы стремительно росла не только в Америке, но и в Англии, Голландии и других странах, правящий совет любителей кошек GCCF, официально признал Мэйн Кунов лишь 24 февраля 1988 года. Не прошло и ста лет!
В 70-х годах Мэйн Куны стали необычайно популярны в Европе. В СССР первые Мэйн Куны появились в 1989 году. Это была пара замечательных животных из Дании. Весной 1996-го Мэйн Куны вступили на украинскую землю.
В соответствии со стандартом Мэйн Куны должны обладать прямоугольным телом, прямоугольной мордой с высокими скулами — в фас и профиль (за счет очень развитого подбородка, который должен составлять с носом одну линию). Большие, высоко и широко посаженные, заостренные на концах, широкие у основания уши Мэйн Кунов украшены кисточками, как у рыси. Нос прямой, средней длины, с плавным переходом ото лба к морде. Большие, овальные, широко расставленные и слегка раскосые глаза отличаются сильным блеском и редкой выразительностью, их цвет варьирует от зеленого до золотого, у белых кошек может быть голубым или разноокрашенным.
Эти животные наделены сильным, крепко сложенным длинным телом с массивной костной структурой и широкой грудной клеткой. Их мускулистые ноги пропорционально сочетаются с эффективными в глубоких снегах мощными широкими лапами круглой формы, подушечки которых гармонируют с окрасом, а пучки шерсти между пальцами достигают 2-х см. Очень длинный, эффектный хвост — широкий у основания, с подвижным кончиком — равен длине тела. В целом, все это составляет экстерьер, значительно отличающий Мэйн Кунов от пород сходной генетической группы (сибирских и норвежских лесных кошек).
Шерсть Мэйн Кунов — плотная, густая, блестящая и шелковистая — характеризуется особенно толстым, сильным покровным волосом, защищающим их от непогоды в условиях холодного и влажного климата Новой Англии, но не таким жирным, как у норвежских лесных (единственных кошек со 100% водоотталкивающим покровом), подшерсток же легок, мягок и тонок. Их шерсть струится, ниспадая гладкими волнами, повторяющими линии тела Мэйн Куны — полудлинношерстные кошки: пышный воротник и эффектные «панталоны» образованы длинной шерстью — такой же длинной развевающейся шерстью покрыт и пушистый хвост. На морде и плечах шерсть короче, она плавно удлиняется на спине (по направлению к хвосту), на животе и задних ногах — на боках и животе мех мягок и пышен. Иногда Мэйн Кунов называют короткошерстными спереди и длинношерстными сзади — это довольно верно при летнем, укороченном «фасоне» воротника. Отличие летней и зимней шерсти велико по длине и густоте — совершенная красота Мэйн Кунов в полной мере проявляется лишь в холодном климате, близком к условиям их родины.
Мэйн Куны — крупнейшие из домашних кошек: при средних показателях в 5-6 кг для кошек и 7-9 для котов, вес Мэйн Куна может достигать 18-ти кг!
Истинные дети природы, Мэйн Куны неприхотливы в уходе — достаточно лишь раз в несколько дней расчесывать их шерсть специальной щеткой с натуральным ворсом и раз в месяц купать. Но самое удивительное в этих кошках то, что за дикой красотой и силой Мэйн Кунов скрывается нежная душа и золотое сердце.
Отличаясь незаурядным умом и мощью, Мэйн Куны наделены спокойным характером и мягкой, кроткой, любящей натурой. При этом они остаются прекрасными охотниками, без колебаний входят в воду и готовы дать отпор превосходящему их размерами противнику. Дикая природа этих кошек проявляется лишь в том, что Мэйн Куны требуют большого жизненного пространства — большего, чем другие породы домашних кошек, и в любви к динамичным играм, не выходящим, впрочем, за рамки дозволенного в силу природной воспитанности этих созданий. Не проявляя агрессивности, они, тем не менее, никогда не позволяют переходить некую грань, за которой лежит их достоинство…
В остальном же Мэйн Куны чувствительны, привязчивы и нежны. И если их чувствительность может носить внешне сдержанный характер, то привязчивость оборачивается безграничной верностью, а нежность — безграничной любовью…
Мэйн Куны вообще обладают уникальным, присущим им одним «воркующим» тембром голоса и очень разговорчивы — тихо и мелодично мурлыкая целыми днями напролет, они наполняют дома и сердца миром и покоем…
В целом, Мэйн Куны являют собой то сочетание красоты, силы, ума и доброты, которое всегда было идеалом и заветной мечтой лучших сердец человечества.
Стандарт WCF
Тело
мускулистое, с широкой трудной клеткой, средней величины или крупное. Туловище должно казаться вытянутым и угловатым. Шея средней длины.
Конечности
крепкие, мускулистые, широко поставлены, средней длины, пропорциональные. Лапы большие, круглые, с пучками шерсти между пальцев. Эти пучки шерсти у некоторых животных настолько длины, что выдаются более чем на 2 см.
Хвост
длинный, широкий у основания, заостряющийся, покрыт длинной, развевающейся шерстью. Он должен быть такой же длины, что и туловище. Не пушистый. Подшерсток с покровным волосом.
Голова
средней ширины. Скулы высокие. Нос и морда средней длины, с угловатыми линиями морды. Подбородок крепкий и образует прямую линию с мочкой носа и верхней губой. Угловатая морда. Заметный подбородок.
Уши
большие, с кисточками, широкие у основания, заостряющиеся, высоко поставлены и расставлены не менее чем на ширину уха у основания. Расстояние от основания уха до основания носа равно длине носа от основания до кончика.
Глаза
большие, круглые, широко расставленные, слегка косо поставлены. Они придают Мэйн Куну совиное выражение. Не ориентальные.
Шерсть
густая, короткая на плечах, длиннее на животе и задних конечностях. Желателен воротник. Текстура шелковистая, с ниспадающей шерстью. На голове и плечах она короткая и густая. От плеч по направлению к животу она становится длиннее. Подшерсток мягкий и тонкий под более грубым, гладким покровным волосом. Цвет глаз соответствует окрасу.
Окрасы
все окрасы за исключением колорпойнтовых.
шотландская вислоухаяПервое упоминание о вислоухих кошках появилось в 1796 году во "Всемирном Журнале Знаний и Развлечений". В нем рассказывалось о вислоухих кошках, живущих в Китае. Столетием позже, в конце XIX века, одну из подобных кошек, вроде бы даже, привезли из Китая в Великобританию. Однако никакого следа в зарождающейся фелинологии это животное не оставило.
Следующие упоминание о вислоухих кошках относиться к 1938 году, но после этого они вновь на долгое время исчезают из поля зрения фелинологов. И только в 1961 году на одной из шотландских ферм была вновь обнаружена кошка с загнутыми ушками. Происхождение кошки и дало название породе - Шотландская вислоухая. Это была белая вислоухая кошка по имени Сьюзи. Основоположниками породы считаются Уильям и Мери Росс (William и Mary Ross), которые обнаружили что вислоухость передается по наследству.
По сохранившимся фотографиям первых шотландских вислоухих их уши были скорее "согнутыми", чем "висячими". И только благодаря энтузиазму любителей кошек сейчас мы видим ушки плотно прилегающие к голове. Особенно преуспели в этом американские фелинологи. В США эта порода обрела вторую родину, стала одной из самых популярных пород и получила название скоттиш-фолд (Scottish - шотландский, Fold - Сгиб, складка).
ПерсидскаяПервоначально порода имела только два окраса - голубой и белый. Черный окрас был редок и считался очень сложным в разведении. Эти классические цвета до сих пор самые распространенные среди персидских кошек.
Первый стандарт с описанием персидских окрасов был сделан Гаррисоном Вейром в конце XIX века. Этот перечень не только не включал в себя и ныне редких лиловых и шоколадных цветов, но и не описывал кремовых, красных, черепаховых окрасов, столь популярных в наше время. Но в нем были описаны отдельно голубой и серый окрасы. Я думаю, что имелся в виду не окрас, а, скорее всего, тон шерсти – темный и светлый. Впрочем, эти вариации генетически ничем не отличаются. Однако существует версия, что персидские кошки того времени имели ген ответственный за особый, светло-голубой окрас утерянный породой в самом процессе селекции и отсутствующий в современной популяции персов. И еще одна версия. Возможно, Г. Вейер при составлении стандарта имел в виду современный окрас голубого табби, так как голубой табби тогда описывался как черный рисунок на голубом фоне (современный черный табби на серебре?). Популярностью в те времена пользовались и черные мраморные персы, для которых сегодняшний день – время ренессанса. В потомстве черных мраморных персов в результате мутации появился окрас, названный серебристая шиншилла.
Все наши персидские шиншиллы, сильверы и дымы ведут свое начало от одного предка, которого звали Сильвер. Этот замечательный кот был серебристого окраса или, точнее, серебристо затушеванная шиншилла, прожил 17 лет и оставил после себя множество потомков. Его чучело до сих пор находится в Национальном музее естествознания в Лондоне.
С 1880 года под названием "оранжевый перс" становятся известны красные и красные мраморные окрасы, которые считались одной цветовой вариацией. Кремовые кошки появились в 1890 году. Но в Британии этот окрас не стал популярным. Только в ХХ веке американские селекционеры и заводчики начали вплотную работать с этим нежным и нарядным окрасом.
В 1890 году на выставках кошек были представлены первые экземпляры черепаховых персов. Их получили в результате скрещивания красных кошек с котами черного и голубого окраса. Кошек голубо-кремового окраса признали значительно позже – в 1930 году.
В 1901 году англичане утвердили "соболиный" окрас. Он описывался как разновидность коричневого табби, но не имеющая четкого рисунка и более нежного, соболиного тона. Вероятно имелся в виду окрас, аналогичный современным золотым шиншиллам.
Первые персидские кошки, как и их ангорские предки, были белыми. И, в общей массе, голубоглазыми. Путем скрещивания этих кошек с однотонно окрашенными особями было получено потомство с оранжевым цветом глаз, а также особи с глазами разных цветов. Их официально признали в 1938 году.
В 1934 году появилась первая кошка окраса камео, но этой цветовой вариации пришлось пройти длительный путь до ее официального признания - в 1954 году в Америке и в 1974 году в Европе (ФИФЕ).
Несмотря на то, что биколоры (би – два, колор – цвет, то есть, кошки двуцветного окраса) начали выставляться с самых первых выставок, они долго не имели собственного стандарта и экспонировались в группе "другие окрасы". Кошки с этими окрасами рождались нечасто – вероятно этот окрас подавлялся белым. Но пегие котята появлялись постоянно и заводчики все же обратили на них внимание. Биколоры были официально утверждены в Англии в 1966 году, в Европе – в 1969 году, в США – в 1971 году. Тогда же были признаны окрасы арлекин и ван.
Редчайший для персидской породы окрас "шоколад" впервые был получен в результате их спаривания с восточными кошками в 1971 году. Но их официальное признание пришло лишь в 1984 году.
О персах с окрасом колор-пойнт я хочу поговорить особо, так как их многие фелинологические ассоциации выделяют в отдельную породу. Впервые скрещивание сиамцев с персами для получения редкого окраса колор-пойнт в породу было проведено в 1924 году Тьеббесом в Швеции. Одновременно такие же эксперименты велись К. Килером в Америке. Систематическое разведение персов с окрасом колор-пойнт началось лишь в 40-х годах ХХ века в Англии и Америке. Кличка первого, официально зарегистрированного кота окраса сил-пойнт, была Дебютант. Гималайские персы (так назвали американцы колор-пойнтов персидской породы) на первом этапе селекции значительно отставали от других окрасов в типе, длине шерсти, массивности телосложения и имели генетические дефекты, характерные для сиамской породы того времени (узелки на хвосте и косоглазие). Очень долго пришлось трудиться над цветом глаз: радужка глаз была почти белой или имела зелено-желтый ободок. В Европе персы с этим окрасом были признаны только в 1955 году. Сегодня же гималайцы идут в ногу, а иногда даже опережают персов традиционных окрасов в типе и качестве шерсти.
Египетская мауЕГИПЕТСКИЙ МАУ, порода короткошерстных кошек. Выведена в США в 1950-е годы на основе уличных каирских кошек. Возможно, им поклонялись древние египтяне: на лбу животных до сих пор сохраняется характерный рисунок в виде жука-скарабея, и они очень напоминают священную египетскую кошку («мау»).
Египетская мау - это элегантная, стройная кошка с коренастым мускулистом телом. У взрослых котов бывает мощный затылок и крепкие плечи. Закругленно-клиновидная форма головы, нос длинный. Глаза большие, поставлены косо, бывают зеленые, желтые, ореховые. Задние ноги длиннее передних. Лапы тонкие, изящные, овальные. Хвост средней длины, толстый у основания. Уши крупные, далеко отстоящие друг от друга, бледно-розовые, могут заканчиваться кисточками; внутри покрыты короткой плотной шерстью. Шерсть на теле плотная, густая, шелковистая, но длиннее, чем у сиамских или ориентальных кошек, которых египетская внешне напоминает.
Зарегистрированы четыре разновидности мау: серебристый с пятнами цвета древесного угля; медовый — с темными пятнами; дымчатый — шерсть цвета древесного угля, подшерсток белый, пятна черные; оловянный с темно-серыми или коричневыми пятнами на бледном желто-коричневом фоне. Все пятна удлинены.
Характер египетской мау дружелюбный, игривый, ласковый.